Закрыть ... [X]

Типы внутриколлективных отношений

Совместная коллективная деятельность

 

Основная роль в этом деле принадлежит учителю началь­ных классов, поскольку формирование союза детей и социаль­но ответственных типы внутриколлективных отношений взрослых во многом зависит от его знаний, умений, культуры, а главное – желания. Безусловно, нужны усилия и с другой стороны. Однако если младшие школьники с удовольствием включаются в совместную коллективную дея­тельность со взрослыми, то родители, как свидетельствует наш опыт, идут на это осторожно, подчас нехотя, задумываются о необходимости своего участия в ней. В данном случае можно дать учителю следующий совет: набраться терпения и убеждать членов семьи в полезности, необходимости совместной вне­классной деятельности с детьми. Постепенно родители поймут: когда радуется их ребенок – для mix это счастье. И пусть будет больше таких минут, которые со временем «перерастут» в часы, в целую счастливую жизнь для младших и старших.

Важно знать, что только совместная деятельность, направлен­ная на то, чтобы доставить радость себе и другим людям, порожда­ет сотрудничество как высшую форму взаимодействия. Сотруд­ничество – главное условие создания содружества, группы лю­дей, которых объединяют общие цели, задачи, заботы и др.

Для содружества прежде всего характерны: систематичес­кое стремление его членов к достижению намеченных целей и задач, решение которых направлено на благо ребенка; разно­образие форм взаимодействия, которые при определенных ус­ловиях становятся традиционными; саморазвитие, самосовер­шенствование каждого из участников в результате позитивно­го влияния друг на друга; готовность к взаимопомощи; посто­янное движение в развитии как сообщества детей и взрослых в целом, так и каждого в отдельности.

Несомненно, без заинтересованности всех участников воспитательного процесса невозможно добиться единства, целостности школьно-семейного воспитания, достичь эффек­тивности воспитательной системы. Чтобы родители детей были субъектами этой системы, многое в жизни класса надо делать с семьей сообща. Это позволит, как отмечает Л.И. Ма­ленкова, решать множество воспитательных задач;

установить дружеские отношения сотрудничества, переда­вать опыт творческой деятельности;

от старших к младшим передавать умения и навыки в раз­нообразных видах деятельности;

нормализовывать семейные отношения детей и родителей (на виду у других) за счет позитивного сотрудничества;

формировать позитивное отношение к материальным и духовным ценностям;

родителям лучше узнавать своих детей, а учителю – роди­телей;

повышать профессионализм родителей;

достигать большего охвата учащихся различными форма­ми воспитательной работы, влиянием различных личностей.

Для решения перечисленных и других задач учитель на­чальных классов не только вовлекает членов семьи своих уча­щихся в систему воспитательной работы класса, но через нее как бы косвенным путем программирует, стимулирует развитие разнообразной полезной деятельности детей и взрослых в до­машних условиях, продуцируя таким образом семейную воспи­тывающую среду – решающий фактор воспитания ребенка.

Изменения современной жизни заставляют ученых, прак­тиков по-иному подходить к трактовке роли среды, средового подхода в воспитании. Другие подходы в развитии ребенка (личностный, индивидуальный и др.), без учета социокультур­ного и природного контекстов, теряют свою силу.

Под средовым подходом отдельные ученые понимают «си­стему действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования вос­питательного результата», т.е. этот подход рассматривается ими в качестве способа познания и развития личности.

Особого осмысления (учителем, родителями и др.) требует суть понятия «поддержка», без которой невозможно вклю­чение старших и младших в совместную деятельность.

Поддержка бывает разной. Можно постоянно вмешиваться ко внутренний мир людей, настоятельно что-то рекомендовать, независимо от их состояния, реакции, согласия и т.п., и считать это поддержкой, что, как правило, приводит к негативным последствиям (приспособлению, «защите», уходу личности «в себя» и др.). Есть и другой вариант, при котором понятия «под­держка», «поддержать» задают определенные педагогические смыслы:

помочь другому обрести уверенность; подкрепить то положительное, что есть в личности; удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом.

Как показали наши исследования, люди, принимавшие участие в судьбе другого, стремящиеся помочь другому, сами, как правило, активные, творческие. Если отнести сказанное к родителям, то таких первоначально, с приходом их ребенка в школу, немного. Поэтому очень важно выбрать с ними пра­вильную линию в работе: ставить в ситуацию творчества; фор­мировать установку, готовность на добрые дела; привлекать к жизни детей класса ее новизной и т.п. Однако это возможно при максимальном привлечении членов семьи к совместной с деть­ми и педагогами деятельности. Именно соблюдение данного условия (требования) способствует повышению культуры ро­дителей, составной частью которой является педагогическая культура. Как реализовать это условие?

Из опыта работы в рамках модели «Ориентир» предлага­ем некоторые рекомендации.

Четко организовывать начало учебного года.

Именно перед началом совместной работы важно решить многие вопросы, уточнить позиции.

Первую встречу с родителями детей-шестилеток начинай­те не с того, какие купить тетради, фломастеры и т.п. (хотя г это необходимо), а с разговора на тему «Создадим содруже­ство в процессе которого постарайтесь убедить родителей в том, что только совместными усилиями (их и учителя) можно поддержать ребенка, помочь ему в трудную минуту, позабо­титься о его благополучии. Важно, чтобы дети как дома, так г в школе чувствовали себя комфортно, уютно, не боялись за свои социальные и индивидуальные достижения, не огорчались, с радовались приходу родителей в школу.

Прежде всего договоритесь с родителями о следующем какие формы работы наиболее приемлемы для них по участии: (парами, группами, индивидуально) в совместной деятельнос­ти с детьми; когда этот вопрос на протяжении года решается (в нашей практике – на родительском собрании, в конце каж­дого месяца); кем определяется объем работы (это делает учи­тель: возможно, в процессе совместного обсуждения учителя и участвующих в деле родителей и др.); что берется за основу участия в жизнедеятельности детей класса (желание; очеред­ность; определение объема работы с учетом интересов родите­лей, их умений в том или ином деле и т.п.); как и когда обоб­щаются, анализируются результаты родительской помощи (на собрании: в конце каждой четверти; постоянно в «Картотеке добрых дел»: результаты частично представлены в видеомате­риалах, альбомах и т.п.) и др.

Тщательно следите за выполнением общих договореннос­тей, тактично напоминайте о них родителям («Что-то вы дав­но не принимали участия в делах класса. Случилось что-ни­будь?» или «Какую помощь можете предложить детям в опера­ции «Птичий дом? и др.). Из этого процесса не исключайте г детей – они ни о чем не забудут, ничего не упустят, лишь на­мекните им. чтобы напомнили родителям о предстоящем деле Именно дети (своей неподдельной радостью, счастливыми ли нами) помогут родителям утвердиться в мысли о необходимо-era взаимодействия со школой, с учителем, со своими одно­классниками и сверстниками в добрых делах на пользу людям. При этом не следует забывать, что одних разговоров недоста­точно – нужна интересная совместная деятельность, в процес­се которой рождается, развивается, стимулируется активность всех и каждого.

Разнообразить содержание и формы совместной деятель­ности.

Безусловно, совместная деятельность прежде всего долж­на быть интересной, значимой для детей, а взрослые им в этом помогут.

При определении содержания деятельности рекомендуем исходить из психологических особенностей ребят младшего школьного возраста: подвижности, любознательности, свеже­сти и яркости восприятия, большой впечатлительности, отзыв­чивости на окружающее, непосредственности реакций и др. С одной стороны, у младших школьников высокий уровень ак­тивности в деятельности, а с другой – ее надо постоянно сти­мулировать, поддерживать. Как показало наше исследование, если ребенок постоянно находится в активной позиции по от­ношению к совместной с родителями деятельности, то и взрос­лые относятся к ней позитивно.

Деятельность сама по себе не создает еще системы коллек­тивных ценностей. Для этого необходимо, чтобы она стала зна­чимой для человека. Что же касается совместной деятельности детей и взрослых, то для ее эффективности важно содействовать появлению, развитию и закреплению определенных ценностей в коллективе; активно воздействовать на эмоциональную сфе­ру жизни как детей, так и взрослых; способствовать формиро­ванию удовлетворенности общением. Всего этого можно до­биться при постоянном развитии совместной деятельности, которая представляется «как самодвижение, как изменение не­прерывного потока активности, который существует лишь при наличии внешних условий» (А.Н. Леонтьев). Эти условия пред­ставлены нами в следующем виде: новизна содержания деятель­ности (например, не все четыре года к празднику 8 Марта – лит­монтаж в стихах для мам, а спектакль «Ру-ду-ду», «Путешествие по профессиям мам» и др.); значимость деятельности для детей и взрослых (родители помогли – и дети освоили «азбуку веж­ливых слов»; все вместе изучили экологически опасные места в ближайшем окружении; провели операцию «Капелька», при­няли решение о водосбережении и др.); связь с личным опытом участников деятельности (максимальное использование и учет опыта ребенка, компенсация его нехватки опытом взрослых; дети в период экскурсии с удовольствием наблюдают за обла­ками – белогривыми лошадками, за тучками – вечными стран­никами, а учитель или родители помогают им соединить эти наблюдения в некое единое торжество их мыслей, чувств, на­дежд – в сказку, рассказ и др.); усложнение содержания деятель­ности (например, по воспитанию этикета в подготовительном классе с детьми организуется серия занятий «Азбука вежливых слов», в первом – «Вежливость и речевой этикет», во втором и третьем – «Речевой этикет и культура речи»); соответствие де­ятельности внутренним запросам детей (и дети, и взрослые ра­дуются, что день прошел во взаимных заботах, в делах, прино­сящих пользу людям: посадили дерево, сделали птичий домик, порадовали друг друга совместным пением, помогли бабушке или дедушке и т.п.).

Несомненно, хорошо организованная деятельность способ­ствует целенаправленному воздействию на такие сферы жизне­деятельности ребенка, как связи и отношения со взрослыми (общение); разносторонняя деятельность; внутренний мир школьника его потребности, интересы, убеждения, идеалы и др. Это особенно важно знать родителям, чьи дети занимают неблагоприятное положение в коллективе. Этой категории ро­дителей надо всячески стремиться к участию в коллективной деятельности, а не избегать ее, чтобы «подставить» плечо сво­ему ребенку, помочь ему занять достойное место в классе в сло­жившихся отношениях со сверстниками, с друзьями.

Механизм управления деятельностью людей чрезвычайно сложен и имеет различные уровни, каждый из которых пред­полагает наличие определенных, специфических стимулов, по­буждающих социальную активность, и располагает разнооб­разными методами и средствами регуляции поведения участни­ков деятельности.

Как свидетельствует наш опыт, для эффективности коллек­тивной деятельности очень важны устойчивая общность целей.

Как этого добиться? Только при соблюдении в любом деле ряда следующих условий (тре­бований), таких, как:

постановка цели, выдвижение перспективы, формирование готовности;

коллективное планирование предстоящей деятельности;

наличие авторитетных и полномочных органов по управ­лению коллективной деятельностью;.

ежедневная организаторская работа;

творческое содружество старших и младших в совместной деятельности;

анализ результатов деятельности.

Чем чаще вы будете привлекать непосредственно или опос­редованно к этой работе семью, тем крепче будет ваша связь с ней, которая постепенно перерастет во взаимодействие, осно­ванное на поддержке, взаимовыручке и т.п.

К ежедневной организаторской работе, как правило, под­ключаются лишь те родители (члены семьи), которые изъяви­ли желание участвовать в том или ином занятии, деле, празд­нике (в роли гостей, участников дела, спонсоров, устроителей и т.п.). Однако это не означает, что в процессе подготовитель­ной работы учитель не обратится за помощью к другим.

Очень важно, чтобы участие семьи в совместной с детьми и учителем деятельности носило творческий характер. Если родители стремятся стать полноправными членами содруже­ства детей и взрослых, то они должны способствовать его раз­витию. Как отмечал В. А. Сухомлинский, «каждый должен вно­сить в коллектив что-то свое, творить счастье и радость для других». Поэтому родители экспериментальных классов обду­мывали (иногда вместе с учителем), что интересное расскажут детям на том или ином занятии, какой «сюрприз» преподнесут им и т.п. Это всегда радовало детей, удивляло, особенно тех, чьи папы и мамы представали в неожиданной для них роли (ин­структора в турпоходе, ведущего на празднике, затейника в игре, изготовителя инвентаря, например к КТД «Ледяные скульптуры», руководителя кружка и др.). Дети искренне это­му радовались, у них усиливалось чувство собственной значи­мости, ощущение заботы о них со стороны родителей.

При организации деятельности младших школьников не следует забывать, что ее содержание, без определенной стиму­ляции, не всегда вызывает у них интерес. Детей больше привле­кает процесс, которому можно придать игровой, увлекатель­ный характер за счет формы его организации.

Однообразие форм всегда порождает серость и скуку, сни­жает силу воздействия на детей, отторгает и их, и родителей от участия в деятельности. Поэтому содержание деятельности, ее формы должны выступать в единстве, соответствовать возрас­ту детей, отличаться своим разнообразием, иметь выход на практический результат – приносить пользу и радость людям, быть эффективными.

Как показало наше исследование, очень важно, чтобы дети не только слушали, наблюдали, но и сами принимали ак­тивное участие в происходящей жизни класса. В нашей рабо­те этому способствовали КТД («Мой четвероногий друг», «Народные потешки, народные забавы», «Хозяюшка», «Опас­но – безопасно», «Читающая семья», «На радость людям», «SOS – мусор!», «Мои обязанности дома», «Листопад» и др.!), которые успешно сочетались с играми, беседами, путешестви­ями, тренингами й др.

КТД всегда отличается своей необычностью, что вызыва­ет неподдельную и острую детскую увлеченность этой формой работы. Она интересна и для родителей: привлекает их нетра­диционной организацией, новизной содержания, возмож­ностью принять участие не только детям, но и старшим.

Стремиться к единству учебной и внеклассной деятель­ности.

Для обеспечения, развития данного единства необходимо соблюдать некоторые условия.

Планировать внеклассную работу в тесной взаимосвязи с учебной (например, занятия по блоку «Наш внутренний мир» могут быть продолжены на уроках по курсу «Человек и мир»; обучение детей основам безопасности жизнедеятельности на­чинается на уроках, а продолжено циклом занятий «Денискины страшилки» во внеурочное время, и наоборот).

Внеклассная деятельность должна носить не только раз­влекательный, но и познавательный характер, иметь практи­ческую направленность (например, в процессе известной игры «Жмурки» дети не только удовлетворяют свои желания в игре, в движении, но и изучают азбуку вежливых слов и т.п.).

Как в одном, так и в другом видах деятельности важно создавать ситуации для применения полученных знаний, сти­мулирования того или другого вида (например, на уроке «Че­ловек и мир» дети выясняли сущность понятия «здоровье», а после уроков, в домашних условиях оформляли индивидуаль­ный «паспорт» здоровья, учились за собой наблюдать, изучать свой организм, делать соответствующие записи и др.).

Именно такая взаимосвязь учебной и внеклассной деятель­ности позволяет включить процесс обучения в воспитательную систему класса, дает родителям возможность убедиться в полез­ности их единства. К внеклассной воспитывающей деятельно­сти легче подключиться членам семьи, легче строить гуманис­тические отношения в рамках «учитель – дети – родители», принося пользу детям, себе, всему содружеству.

Создавать и развивать традиции.

Для эффективности коллективной деятельности важны не только степень ее организованности, но и богатство положи­тельных традиций. Прекрасно, когда традиции становятся нор­мой жизни коллектива.

В рамках модели «Ориентир» создано большое количество замечательных традиций, которые стимулируют развитие со­вместной деятельности детей и родителей. Приведем некоторые из них.

Привлечение родителей к планированию воспитательной работы. Перед составлением на четверть (месяц) плана «Наши дела» детям поручается попросить родителей (членов семьи) о помощи в оформлении анкеты «Хочу, мечтаю, предлагаю». Интересно и предложение учителя принять участие вместе, с детьми в заочной игре «Калейдоскоп добрых дел». С этой целью каждая семья бросает в специальный «почтовый» ящик конвер­тик с предложением о проведении в классе совместного с деть­ми праздника, КТД, игры и т.п. В этих делах, как правило, ро­дители – активные участники, что помогает им лучше узнать своих детей, их интересы, мысли, уделить им больше внимания в обсуждении насущных проблем, подумать о собственном уча­стии в своеобразном разнообразии жизнедеятельности ребен­ка и т.п.

Выполнение детьми традиционных поручений (цветовода, хозяина класса, библиотекаря, затейника, журналиста и др.) с последующим обсуждением работы через 2-3 недели в соответ­ствии с ритуалом вызывало у родителей постоянный интерес, привлекало к оказанию посильной помощи. Дети, наоборот, гордились выполняемыми их родителями поручениями: руко­водителя детского кружка (эту работу некоторые выполняли в домашних условиях с группой детей), участника родительско­го комитета, постоянного режиссера по организации праздников, массовика-затейника и др. С такой интересной, разнооб­разной традиционной деятельностью детей и взрослых надо постоянно знакомить всех членов содружества, вовлекать в нее, подводить ее итоги. Это дает возможность поддерживать, осо­бенно у членов семьи, позитивное отношение к школе.

Замечательно, когда каждая учебная четверть (можно взять за основу и сезоны года) традиционно завершается спектаклем, в подготовке которого родители могут принять самое актив­ное участие, например, спектакли «Чудо-гриб», «Рукавичка», «Звездочка» и др.

Дети гордятся такой традицией, которая позволяет по-осо­бому встречать пришедшего в класс гостя. Помогают в этом и родители. Так, на уроках технологии или в домашних услови­ях изготавливаются подарки-самоделки. Находятся они в суве­нирных корзинках в определенном месте.

По своей натуре дети очень щедры. Дарение сувениров вызывает у них искреннюю радость, они постоянно стремятся к пополнению «сундука», рассказывают о подарках старшим, показывают их и т.п. И это очень хорошо, что ребята заняты полезным делом, к которому привлечены и родители. Чем боль­ше будет таких дел у детей, тем богаче будет их духовный мир.

Чтобы научить младших школьников делать свою жизнь разнообразнее, полноценнее, необходимо не изолировать их от всего, а вовлекать в посильные дела. Таковыми из них, направ­ленными на заботу о природе, человеке, были «Светлячок», «Ка­пелька», «Доктор», «Визитка» и др. Некоторые из этих опера­ций проводились только родителями и детьми без участия учи­теля, так как методика этих операций проста, традиционна.

Чтобы вызвать у родителей чувства радости и гордости за детей, себя, учителя за участие в такой деятельности, необхо­димо постоянно знакомить всех с ее результатами. С этой целью можно использовать множество средств: выставки, под­готовка видеоматериалов, альбомов с фотографиями (оформ­ляют отдельные родители – традиционное поручение), которые каждая семья с удовольствием может посмотреть дома, взяв на­прокат; своеобразные письменные послания родителям с бла­годарностью за работу ребенка или самого родителя (в этих целях может быть использован и телефонный разговор); «ка­лендарь задании» – карточка, на которой родителям (особен­но в подготовительном и первом классах) после проведения дела пишется обязательно в повелительном наклонении неболь­шое послание (например, после игры «Тили-бом» – «Погово­рите сегодня с детьми о пожаре и пожарниках», после игры «Волшебные жмурки»-»Скажите Марине побольше вежливых слов», после КТД «Паспорт здоровья» – «Помогите Вадиму записать в «паспорт здоровья» данные о себе» и т.п.).

Эти и другие средства позволяют школе и семье объеди­няться за счет открытости отношений, осмысления сделанно­го, полезности совместной работы и др.

Дифференцировать работу с семьей.

Опыт показывает, что есть категория родителей, которых мало интересуют проблемы в школе. Они заняты своими про­блемами, непоколебимы в своем отношении к школе, уверены в правильности воспитания сына или дочери. Таких родителей небольшой процент. С позиции их характеристики – они самые разные: от деловых до просто пассивных, ленивых людей; час­то это неблагополучные семьи. Тем не менее сотой категорией родителей можно и нужно работать ради их же детей. Выстра­ивая отношения с такими родителями, учитель должен посто­янно обращать их внимание на заботу о ребенке, его благопо­лучии и т.п.

В таких неблагополучных семьях, как правило, ребенок страдает, хотя не всегда об этом говорит, чаще мирится со сво­им положением. И относиться к нему надо по-особому, чтобы хоть как-то согреть его маленькую душу. С родителями же сле­дует терпеливо договариваться, иногда идя на определенные уступки.

Некоторые из родителей сами редко проявляют инициати­ву, не откликаются на просьбы учителя, поэтому надо им так­тично предлагать по возможности ту пли иную работу в клас­се, обязательно ссылаясь при этом на ребенка (например, «Вы представляете, как Ирочка обрадуется»), на внимание учителя («Вы знаете, какую большую услугу Вы мне окажете»), на уча­стие в совместной радости («Приходите! Дети так ждут премье­ры спектакля») и др.

Наш опыт работы показал, что очень важно этой катего­рии родителей давать возможность выбора деятельности, вре­мени участия и т.п. Так. один из отцов (относится к категории деловых) однажды сказал: «У меня нет времени приходить и смотреть ваши танцульки»'. Учительница его спросила: «А чем Вы можете порадовать своего ребенка?» Он призадумался. Учительница добавила: «Может, профинансируете закупку сладостей к празднику? Мы объявим об этом детям. Представь­те, как обрадуется Андрей!» Человек повеселел и ответил: «Это я сделаю с удовольствием».

Другой из родителей перед проведением КТД «Снежные скульптуры» воскликнул: «Мы с женой и в субботу работаем!»

«Прекрасно! – сказала учительница. – В свободное время изготовьте нам хорошие метлы, чтобы расчищать снег. Мы покажем ваши изделия участникам КТД. Вы не представляете, как будет радостно Ксении!»

«Сделаем с удовольствием», – ответил отец.

Подобных примеров можно привести множество. Они сви­детельствуют о том, что к каждой семье, к каждому из родите­лей следует найти свой подход. На наш взгляд, решение про­блемы в следующем: надо принимать родителей такими, какие они есть; строить отношения на основе уважения, такта, выдерж­ки и т.п. Не секрет, что иног­да необходимо уступать, выжидать, авансировать похвалой и т.п. Главное, не доводить взаимоотношения до конфликта. Помнить, что для некоторых людей необходимо время для ус­тановления доверительных отношений.

С этой категорией родителей хорошо вести разговоры на­едине, чаше привлекать их к беседам, и, конечно, постоянно по­казывать полезность для них и для детей классного содружества.

Если взаимодействия с родителями не получается, отноше­ния складываются не на пользу ребенку, то следует прибегнуть к помощи социального педагога, психолога. При этом очень важно не упустить время.

Оборудовать для родителей специальное место.

Это можно сделать в классе, в рекреации и т.п. Здесь роди­тели могут что-то почитать, познакомиться с интересными материалами, отдохнуть, если ребенок задерживается.

Родители не должны стоять под дверью классной комна­ты, как закрытого учреждения. Двери класса для них всегда должны быть открыты.Для родителей может быть изготовлено и специальное ин­формационное табло (««Уголок для родителей» или «Для вас, родители» и др.). При этом помните, что это не наглядная аги­тация, а своеобразное средство, которое является как бы связую­щим звеном между учителем и родителями. Стенд размещается невысоко, лучше – на уровне глаз чело­века, имеет традиционные рубрики с постоянно меняющимся содержанием. Это могут быть, например, следующие:

«Примите участие». Написаны на месяц дела детей и со­циально ответственных взрослых с указанием фамилий тех ро­дителей (с их согласия), которые примут участие в названных делах.

«Скоро в классе». По мере проведения объявляются те дела, в которых участвуют все родители (семьи).

«Прочитайте». Выставляются книги, которые рекомендует­ся прочитать. Неэффективно вывешивать список литературы. Хорошо, если предлагаемая книга на ту тему, по которой про­водятся внеклассные или классные занятия. Например, дети изу­чают права ребенка, а родителям предлагаются документы или книги по этой проблеме.

«Возьмите напрокат». Представлены видеоматериалы праздников, КТД, игр и т.п.; аудиокассеты с текстами неболь­ших лекций для родителей; альбомы с фотографиями об учас­тии детей и взрослых в совместной деятельности.

«Картотека добрых дел». На специальной карточке роди­тели отмечают ту работу, которая ими выполнена (участие в делах, помощь и т.п.).

««Папки-передвижки». В отдельных папках подобраны и сгруппированы по темам материалы по педагогике, психоло­гии, медицине и др., например «Осторожно, улица», «Экомир семьи», «Ребенок и деньги» и т.п.

«Полюбуйтесь чудом». Здесь размещены творческие рабо­ты детей (поделки, рисунки и т.п.); выставляется иногда и то, чем любовались дети в тот или иной день (осенние листья, гроздь рябины, цветок незабудки и др.).

«Календарь заданий». Это задания, о которых уже шла речь. Даются с той целью, чтобы поддерживать постоянную связь с семьей; знакомят родителей с тем, чем занимался ребенок в шко­ле. Главное, чтобы эти задания были четкими, конкретными, не отнимали у родителей и учителя много времени.

Привлекать к рефлексивной деятельности.

Как отмечают психологи, в формировании личности боль­шая роль принадлежит механизму рефлексии (осознание сво­их достоинств, состояний). Рефлексивность позволяет воспита­телю (учителю, родителям и др.) анализировать свои действия, корректировать их, совершенствовать культуру самопознания, что особенно важно для родителей. Не случайно древнегречес­кие мудрецы на храме Аполлона в Дельфах увековечили тезис «Познай самого себя», который может стать прекрасным ори­ентиром в жизни для каждого человека. Современные же ро­дители, как показывает анализ практики, в большинстве сво­ем непоколебимы в верности «своим» принципам воспитания, в ненадобности собственного обучения.

Для педагога, постоянно заботящегося о развитии воспи­тательной системы класса, субъектами которой являются как дети, так и взрослые, очень важно уметь управлять рефлекси­ей, побуждать к ней каждого (ребенка, родителя, самого себя).

Как привлечь к этому процессу родителей? Прежде всего не оставлять незавершенной ту деятельность, в которой они участвовали самостоятельно («Вам понравились изготовленные вами атрибуты к ритуалу смены детьми поручений?», «Как вы думаете, какие из видов кормушек для птиц можно попробо­вать сделать предстоящей весной?»), вместе с детьми («Что по­нравилось?», «Что можно было бы сделать по-другому?», «Что учесть на будущее?», «Когда вам было очень радостно (груст­но)?» и др.).

В процессе чтения лекций, выступлений, разговоров с ро­дителями очень важно побуждать их к самоанализу своего по­ведения, действий, поступков и др. («Подумайте, а может вы не правы. Я бы призадумалась, прежде чем так поступать»; «Андрей часто говорит дома неправду о своих успехах в шко­ле. Давайте вместе порассуждаем о причинах этого» и др.). Но привлечение родителей к рефлексии с целью наставить их на путь истинный требует от педагога определенных знаний из области педагогики, физиологии и других наук. Ответы на не­которые из этих вопросов вы найдете в главе 3 данного по­собия.

Совместность деятельности детей и социально ответствен­ных взрослых не означает постоянной ее открытости для тех или других. Например, у детей имеются свои секреты от старших, а у родителей и учителя – свои «тайны». Учитель и родители мо­гут просто посидеть вместе за чашкой чая, порассуждать о по­лезности или бесполезности того, что делали в процессе четвер­ти (месяца), о том, что получилось или не получилось и почему и т.д. В любом случае подобные разговоры надо завершать на оптимистической ноте, чтобы каждый из родителей уходил до­мой с хорошим настроением, с надеждой на лучшее.

Наш опыт свидетельствует о том, что наибольший эффект такие «пятиминутки-разговоры», как мы их называем, дают тогда, когда в них участвуют и папы, и мамы, что, безусловно, трудно сделать, однако не следует отчаиваться, постоянная работа в этом направлении поможет через полгода-год решить эту проблему.

К рефлексивной деятельности родителей надо постоянно побуждать вопросом, намеком, конкретным предложением и т.п., например: «Вы всей семьей обсудили, что так будет лучше или сами приняли решение?», «Я бы на вашем месте подумала, правильно ли это», «Вместе с отцом спокойно взвесьте дома все «за» и «против» такого решения», «Считаю, что вы поступаете опрометчиво. Подумайте» и др.

Немаловажным является и индивидуальный подход к каж­дому из собеседников. Однако надо хорошо всесторонне знать человека, чтобы заставить задуматься, принять предложение другого. Только ваша искренность, открытость, уважение к ребенку и родителям помогут в этом, поэтому не следует исклю­чать и себя из рефлексивной деятельности. Всегда следует по­думать: «Права (прав) ли я?», «Что могу изменить в своем по­ведении?», «Что мне надо почитать, чтобы знать больше по тому или иному вопросу?». «Уважают ли меня родители? Если нет, то почему?» и т.д. Это поможет вам в личностно-профессиональном продвижении.

Несомненно, каждый из педагогов анализирует себя, размыш­ляет о своих достоинствах и недостатках. Однако важно, к ка­ким выводам он приходит, что за этим следует, как этот само­анализ «работает» на развитие воспитательной системы, на бла­го ребенку, семье и педагогу лично. Не случайно в некоторых странах, например в Германии, способность педагога к рефлек­сии ставится на одно из первых мест в его характеристике.

Следовательно, только в процессе коллективной деятель­ности младшие и старшие вовлекаются в различные связи и зависимости, что является основой для создания такого типа воспитательных отношений, который И.П. Иванов назвал «творческим содружеством поколений», имеющим оптималь­ные возможности для развития каждого.

Вне совместной деятельности содружества не создашь, по­скольку нет общих целей, общей радости, чувства удовлетво­ренности сделанным и самим собой и т.п. Это давно пора по­нять нам, взрослым, чтобы не упускать время. Полезно обра­тить внимание и на опыт других стран мира, где ребенок – глав­ная забота школы и семьи, их совместных усилий.

          Ученые (К.В. Гавриловец, В.Т. Кабуш, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова и др.) отме­чают, что в управлении процессом совместной деятельности, которая является основой воспитательной системы школы (си­стемы класса), учитель должен уметь реализовывать такие функции, как аналитическая, просветительско-пропагандист­екая, исследовательская, диагностическая, прогностическая и др. Без этого эффективное функционирование и развитие вос­питательной системы невозможно.



Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:




Организация межличностных отношений - Ученический коллектив как фактор Продажа самодельного караката

Типы внутриколлективных отношений Изучение межличностных отношений в детском объединении - Психология
Типы внутриколлективных отношений Глава 14. Опросники в диагностике межличностных отношений
Типы внутриколлективных отношений 5. Человек на рынке труда: запросы, потребности, интересы
Типы внутриколлективных отношений Влияние внутриколлективных отношений на формирование
Типы внутриколлективных отношений Совершенствование внутриколлективных отношений
Типы внутриколлективных отношений 5. Стиль внутриколлективных отношений
Типы внутриколлективных отношений Учение Макаренко о коллективе
Типы внутриколлективных отношений Личность и коллектив
Типы внутриколлективных отношений
АО «СТАТУС » - Филиалы Детский фольклор Как сделать из лего звездолёт. Заливка, свяжка, ремонт пола Крем от загара для ребенка Форум Винского Наклейки на грудь и глаза для солярия, как использовать пэстисы и стикини Опять про крем от загара для ребенка - Турфорум - ОТЗЫВ. Ру

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ