Закрыть ... [X]

Проектный урок мастер-класс

мастер-класс

 

Мастер  - класс  «Проектное обучение»

Учитель начальных классов   1 категории

Васильева А.И.

В последнее время в школьную практику все активнее внедряется новая образовательная область «Технология». Специфическим методом обучения учащихся в этой области является метод творческих проектов. Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

Проект – (от лат. брошенный вперед) – это:

1) мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия.

2) решение определенной, ясно осознаваемой задачи

Цель проектов – формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощенных в конечный продукт, воспитание у учащихся инициативности, творчества, самостоятельности и предприимчивости.

Проектный метод содержит большой потенциал в реализации межпредметных связей: с литературой, природоведением, изобразительным искусством, историей, математикой.

Включение школьников в проектную деятельность явление новое и для учащихся и для учителя. Проектная деятельность способствует формированию технологической культуры учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Она не ориентирует школьников на готовые знания, а выявляет и развивает творческие способности учащихся. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга Г.Э Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Технология творческих проектов позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Ее широко можно использовать как на уроках, так и  во внеурочной и внеклассной работе во второй половине дня. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до предоставления и защиты полученных результатов.

Для того чтобы познакомить детей с методикой, требуется несколько тренировочно-подготовительных занятий. Эти занятия включают в себя:

1. Объяснение методики.

2. Знакомство с методами исследования и умения ими пользоваться.

3. Составление плана выполнения проекта.

4.Обучение к подготовке  защиты проекта.

При подготовке проекта в ходе коллективного обсуждения дети учатся пользоваться следующими методами:

 

1. Подумать самостоятельно.   (!)

2. Спросить другого человека.

3. Посмотреть в книгах.

4. Посмотреть по телевизору (использовать видео и ДВД).

 

5. Получить информацию у компьютера.

 

6. Понаблюдать.

 

7. Провести эксперимент.

8. Связаться со специалистом.

 

 

В практике учителей используются разные виды проектов, но общим является вовлечение учащихся в коллективную деятельность. Для того чтобы проектное обучение было успешным, необходимо соблюдать следующие условия:

1. Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

2. Мотивированность.

Необходимо помогать учащимся, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализовать собственные таланты и возможности, способ саморазвития и самосовершенствования.

3. Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской проектной деятельности.

4. Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.

5. Личность педагога.

Для развития творческих способностей при проектном обучении нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями

6. Учет возрастных особенностей.

Обучение проектной деятельности должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Для продуктивной проектной деятельности младшим школьникам требуется особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующем:

1. Сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым мы относим:

·Умение спрашивать (выяснять точки зрения у других учащихся, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);

·Умения управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы слышали все);

·Умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);

· Умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное рациональное решение, рассуждение);

2. Развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость», сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики:

·развитие аналитико-синтетических действий;

·сформированность алгоритма сравнительного анализа;

·умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

·возможность выделять общий способ действий;

·перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

3. Опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей, следующих необходимых умений:

·адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

·обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

·выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

 

 

В проектной деятельности можно выделить виды проектов:

vПо количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные.

vПо месту проведения: урочные, внеурочные.

vПо времени: кратковременные, долговременные.

vПо теме: предметные, свободные.

Структура проектирования состоит из нескольких этапов:

1. Организационно – подготовительный этап.

Он включает в себя поиск проблемы, обоснование выбора и анализ материалов, анализ предстоящей работы, определение критериев контроля за качеством, организация рабочего места.

1. Проблема.

2. Зачем и почему надо выполнять данный проект.

3. Какова задача предстоящей работы.

2. Технологический этап.

Цель: качественное и правильное выполнение трудовых операций, коррекция своей деятельности, контроль и самооценка работы.

1) выбор методов исследования;

2) определение последовательности проведения исследования;

3) сбор и обработка информации;

1) анализ и обобщение полученных результатов;

2) подготовка отчета.

3. Заключительный этап.

1. Защита проектов.

2. Определение дальнейшей перспективы.

3. Самооценка проекта.

4. Рефлексия.

Время проведения проекта:

1. Краткосрочный – 1 урок.

2. Средней продолжительности –1 неделя – 1 месяц;

3. Долгосрочный – 2 месяца –1 год.

После того как запущен проект, обсуждена проблема, дети разделены на группы или работают индивидуально, дети начинают действовать самостоятельно – включаются в собственный исследовательский поиск. Задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех источников, обобщить ее и подготовить защиту проекта.

Дети работают самостоятельно, они сами изучают все, что связано с выбранной темой. Задача педагога – выполнять обязанности активного помощника, консультанта. Педагогу, для того чтобы действовать эффективно, надо помнить несложные правила:

Правила для педагога.

ØВсегда подходить к проведению проекта, исследования творчески;

ØУчить детей исследовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций;

ØНе сдерживать инициативу детей;

ØНе делать за них то, что они могут сделать, или то, что могут научиться самостоятельно;

ØНе спешить с вынесением оценочных суждений;

ØПомогать детям, учиться управлять процессом усвоения знаний;

ØОриентировать детей на собственные наблюдения и эксперименты;

ØУчить детей прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями;

Формы проведения защиты проектов на последнем этапе – защита.

§Конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;

§Презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляют достижения учащихся;

§Выступления, как правило, для определенного круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов – заинтересованных данной темой, - представление доклада с целью сообщения нового знания;

§Выставка достижений, проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.

«Обучая других, обучаешься сам» - это точная мысль Я.А. Каменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Поэтому этап защиты выполненной исследовательской работы – проекта пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно защита должна быть «публичной», с привлечением, как авторов других работ, так и зрителей.

В ходе защиты ребенок осваивает важные элементы самопрезентации: учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится убеждать других, доказывая свою точку зрения.

Защиту детских работ следует проводить как праздничное мероприятие. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри. В состав жюри должны войти люди авторитетные для детей. Защиты по номинациям более уместны для детей начальной школы, но не нужно исключать и работы конкурсные. По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо доложил об итогах собственной исследовательской работы, но и тех, кто задавал «умные», интересные вопросы, участвовал в обсуждении. Все участники должны получить дипломы. Награждение призами не обязательное дело. Если и давать призы, то делать это следует не постоянно, а эпизодически.

Я лично проектной деятельностью решила заняться, после того как побывала на семинаре учителей начальных классов, изучила литературу: журнал «Начальная школа», книгу А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». Пробовать проектное обучение я начала в 4 классе. Мы запустили проект на две недели с проблемой «Как научиться решать задачи». Класс разделили на группы. Каждая группа выбрала себе вид задач и начала поисковую деятельность. Группы работали по трем видам задач:

- составные;

- на движение;

- на нахождение площади и периметра.

Каждая группа решила к защите приготовить отчет: научить решать задачи своего вида другие группы с помощью памяток, наглядного материала. На составные задачи дети готовили папку с памятками для решения задач, для задач на движение – папку с видами транспорта, определяли скорость движения этих видов транспорта, группа, которая готовила задачи на нахождение площади и периметра, изучали размеры своих домов, огородов, определяли площади, периметры. К защите они приготовили макет домика и на нем показали, как решать такие задачи.

Всю эту работу они проводили после уроков, ходили в библиотеку, у кого есть работали компьютерами, часто спрашивали моего совета. Защиту решили провести в форме открытого урока. Были приглашены учителя из других классов, которые присутствовали в роли жюри. Все очень старались, переживали. Дети были оценены по номинациям дипломами.

До проекта была запущена анкета

 

 



Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:




Мастер -класс «Проектный метод обучения в технологии современного урока.» Фото маникюр натуральные ногти свои

Проектный урок мастер-класс Мастер -класс по проектной методике 1. Презентация педагогического опыта
Проектный урок мастер-класс Презентация мастер - класса "Метод проектов как способ достижения."
Проектный урок мастер-класс Презентация на тему: "Мастер класс «Проектный метод обучения как."
Проектный урок мастер-класс Мастер -класс на тему «Использование проектной технологии на уроках.»
Проектный урок мастер-класс Мастер -класс "Проект как один из методов формирования ключевых."
Проектный урок мастер-класс План-конспект занятия по теме: Мастер -класс «Создание проекта»
Проектный урок мастер-класс Мастер -класс для учителей по теме «Проектная деятельность»
Проектный урок мастер-класс Проектный урок (мастер -класс ) - Презентация
Проектный урок мастер-класс Мастер -класс Проектное обучение
Интерактивный калейдоскоп Вещи для кукол - это обязательная часть кукольных домиков 23 фотографий Всё о самопалах. Оружие и вы: советы экспертов. Как Ги Де Мопассан. Милый друг / Цитаты / Цитаты. Высказывания. Афоризмы Как выделить цитату в 2017 году как правильно цитировать Веб-дизайн Крем для глаз килс с авокадо купить Маски карнавальные: купить по выгодным ценам в Украине (Киев)

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ